12.04.2024

Документ представляет собой перечень мероприятий из 40 наименований, которые перечислены в восьми блоках, с установленными сроками реализации.

Так, среди тематических блоков:

– «Совершенствование обращения лекарственных средств для медицинского применения», 

– «Совершенствование ценообразования на лекарственные препараты и установление приоритета российской фармпродукции», 

– «Системные меры поддержки организации производства лекарственных средств на территории России», 

– «Поддержка экспорта российской фармпродукции», 

– «Создание общей научно-исследовательской инфраструктуры», 

– «Декомпозиция задач для смежных отраслей российской фармацевтической промышленности», 

– «Подготовка научных, технологических и производственных кадров для российской фармацевтической отрасли».

К июлю 2024 года, согласно плану, Минздраву, Минобрнауки, Минпромторгу, ФМБА, РАН и Роспотребнадзору нужно представить в правительство предложения по разработке технологий, позволяющих на ранних этапах оценивать перспективы производства того или иного препарата. Инициативы должны учитывать потребности учреждений здравоохранения в новых лекарствах. 

В октябре 2024 года Минздрав, Минпромторг, ФАС и ФМБА начнут разрабатывать законопроект о наделении Правительства РФ полномочиями по утверждению перечня стратегически значимых лекарственных средств, производимых в России.

Также предполагается, что в апреле 2025 года Минпромторг, Минздрав, Минфин, Минэкономразвития и ФАС приоритизируют для госзакупок стратегически значимые препараты. Для этого фармкомпаниям необходимо обеспечить на территории России или стран ЕАЭС все стадии производства. 

В июне 2025 года Минпромторг сформирует базы данных регуляторных требований зарубежных стран, перспективных для развития экспорта российских лекарственных средств.

Первичный мониторинг проведенной работы проведут в 2026 году.

В качестве дополнительных механизмов поддержки предприятий фармотрасли планируется задействовать субсидирование расходов на разработку и исследование по ключевым компетенциям, направлениям и технологиям, грантовую поддержку доклинических и клинических исследований востребованных лекарств.

Кроме того, запланировано создание правовой основы для появления договоров о целевом обучении в вузах за счет бюджета, которые абитуриенты смогут заключать с фармпредприятиями. Это даст возможность для последующего притока в отрасль квалифицированных кадров.

Первую версию стратегии «Фарма-2030» Минпромторг представил в июле 2018 года. Документ носил рамочный характер и не включал четких индикаторов. Там говорилось о внедрении технологических компетенций, обеспечении достаточного уровня материально-технического развития и росте экспорта. После этого документ дорабатывался. Очередную версию представили на форуме «Биотехмед» осенью 2021 года, где большая роль была отведена перспективе разработки в России инновационных лекарств, рассчитанных в том числе на зарубежные рынки. В 2022 году эта версия потеряла актуальность.

В июне 2023 года, спустя пять лет после того, как был представлен первый вариант стратегии, Правительство России переутвердило план. Ключевые показатели стратегии к 2030 году (по отношению к уровню 2022 года): рост фармрынка в деньгах на 67% – до 3,7 трлн рублей; в упаковках на 5,3% – до 5,38 млрд упаковок; доля отечественных лекарств в общем объеме потребления в деньгах – рост с 36,6% до 42,7%, в упаковках – с 61,8% до 66,6%.

В марте 2024 года президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения о целесообразности корректировки Стратегии развития фармпромышленности России на период до 2030 года. Поручение должно быть исполнено до 1 июля 2024 года.

Источник: VADEMECUM


« назад